На главную
ООО "КрАЗ Лизинг"

Об отношениях между банками, лизинговыми компаниями и лизингополучателями.

Луцив Ю.М. – первый заместитель
директора ООО „КрАЗ Лизинг”

Экономический кризис в январе – февралю 2009 года значительно заострилась для всех участников финансового рынка Украины, производителей, простых граждан. Конец 2008 года и январь 2009 года все прожили за счет инерции, потенциальных резервах и тому подобное. Уже в январе с.г. значительно упали платежи лизингополучателями перед лизингодателями, а те в свою очередь уменьшили расчеты с банками кредиторами. В феврале месяцы неплатежи увеличились в геометрической прогрессии. Лизингополучатели по собственной инициативе стали обращаться к лизинговым компаниям с просьбой предоставить отсрочку лизинговых платежей на 3-6 месяцев, или повернуть предмет лизинга. К нашей лизинговой компании с предложениями об отсрочке платежей обратилось больше 50% лизингополучателей.

Мы в свою очередь обратились к нашим банкам партнеров, в частности ОАО „Банк „Финансы и Кредит”, „Укрэксимбанка” и другого. Хочу поблагодарить руководство этих банков, которые с пониманием отнеслись к нашим предложениям, пошли нам, а следовательно и лизингополучателям на встречу. Мы совместно разработали для каждого отдельного лизингополучателя программы поддержки лизингополучателей. Это и отсрочка возвращение кредитов, а следовательно и лизинговых платежей на срок от 3 до 6 месяцев с пролонгацией договоров, это стирает кредитование валютных кредитов в гривневых на взаимовыгодных условиях и тому подобное.

Мы понимаем, что лизингополучатель не платит платежи потому, что практически остановлены все основные отрасли промышленности: строительство, дорожное строительство, металлургия, производство строительных материалов, и тому подобное. Грузовые автомобили, спецтехника сегодня практически не используется, а следовательно спросу ни на новую, ни на ту что была в использовании нет.

Мы работаем с каждым лизингополучателем персонально по каждому предмету лизинга. В первую очередь лизингополучатель обязан досказать, что начиная с определенного периода, от сможет обеспечить уплату лизинговых платежей. Как доказательство своей потенциальной платежеспособности они предоставляют копии договоров на проведение работ, акты сверки относительно задолженности их дебиторов и в первую очередь бюджета. Соответствующие службы нашей компании проверяют достоверность предоставленных документов, расчетов, после чего, лизинговый комитет принимает соответствующее решение. Мы, как лизингодатели, заинтересованные в каждому клиенту, потому стараемся идти на встречу.

Применяем, по согласию лизингополучателя, разные методы:
· отсрочка уплаты лизинговых платежей в части погашения стоимости „тела” предмета лизинга до 6 месяцев;
· реструктуризацию задолженности;
· сочетание обоих предыдущих пунктов и тому подобное;
· пролонгацию договора лизинга с сохранением суммы лизингового платежа.

Вместе с тем, требуем от лизингополучателей выполнить ряд требований:
· временной остановки (консервирования) машин и механизмов, на время отсрочки уплаты лизинговых платежей. В основном, это касается легковых автомобилей и незадействованных грузовых транспортных средств и спецтехники;
· незначительного увеличения вознаграждения лизинговой компании в части погашения банковских процентов за кредит и тому подобное.
На наш взгляд, отношения между лизинговой компанией и лизингополучателями, и лизинговой компанией и банками должны быть партнерскими. Правда из каждого правила, есть исключения. Имею в виду таких лизингополучателей, которые уже значительный срок не платят лизинговых платежей. К таким „партнерам” мы обычно применяем разнообразные санкции, вплоть до бесспорного исключения предмета лизинга.

Как пример, могу привести реальный пример, не называя, пока еще, названия этой компании. В начале 2008 года ООО „КрАЗ Лизинг” передала одному ООО 17 грузовых автомобилей Мерседес, предоставили на 6 месяцев отсрочку лизингового платежа в части погашения „тела” предмета лизинга. До августа прошлого года ООО платил лизинговые платежи более менее регулярно. С августа начались серьезные проблемы. Проект, под который брались эти транспортные средства, не состоялся. У лизингополучателя начались финансовые проблемы, что привело к росту задолженности за лизинговыми платежами.

Видя начало проблем, мы предложили этому ООО повернуть 5 грузовых самосвалов, какие мы в июле-августе передали в финансовый лизинг другим лизингополучателям. Другие автомобили ООО к сожалению отказалось добровольно передать, в надежде на новые заказы. Но вмешался экономический кризис, который практически загнал в безвыходное положение нашего клиента. По состоянию на 1.03.2009 году задолженность по лизинговыми платежами значительно превысила 2 млн.грн.. Мы провели из ООО ряд переговоров на уровне руководителей двух компаний и выставили условия, какие ООО обязано выполнить:
· срочного погашения 50% задолженности;
· передачи дополнительного недвижимого имущества в залог;
· предоставить документальное подтверждение своей платежеспособности.

Лишь после этого мы будем готовы стать переговоры о реструктуризации остального долга, внесения изменений, к графику дежурных лизинговых платежей и тому подобное. Если ООО не выполнит к установленному сроку взятые на себя обязательства „КрАЗ Лизинг”, во-первых – передаст иск в хозяйственный суд на возмещение задолженности, штрафов, нанесенных убытков (лишь за предыдущими расчетами эта сумма превысила 5 млн.грн.); во – вторых: приступим к бесспорному исключению предмета лизинга.

Законодательство Украины позволяет изымать предмет лизинга в нескольких случаях:
· по предписанию нотариуса, если договор финансового лизинга заверялся нотариально;
· по решению суда;
· бесспорное исключение лизингодателем, если это предусмотрено договором финансового лизинга.

В каждом договоре финансового лизинга, который заключает ООО „КрАЗ Лизинг” есть целая статья, которая предусматривает основания для бесспорного исключения предмета лизинга, первая из которых, это задержка уплаты дежурного лизингового платежа, или его части, больше чем на 30 календарных дней. Кстати, лизингополучатель, согласно договора, сам добровольно обязан передать предмет лизинга по решению суда, если это не состоится, или он будет оказывать сопротивление, лизингополучатель обязан оплатить штраф в сумме 20% от начальной стоимости предмета лизинга.

К сожалению, летом в 2008 году, мы вынуждены были, с привлечением правоохранительных структур, изъять 20 грузовых самосвалов в одного лизингополучатель, который систематически не платил установленные лизинговые платежи. Такие наши действия дали хороший результат, лизингополучатель через неделю после исключения предмета лизинга, погасил всю задолженность, оплатил все штрафы и пене, в том числе и штраф за сопротивление при возвращении предмета лизинга. Мы продолжили с ним договор финансового лизинга на новых условиях, и в настоящий момент он систематически и в полном объеме платит лизинговые платежи.

Хочу отметить, что исключение предмета лизинга в сегодняшних экономических условиях не всегда разрешает проблему, потому что лизингополучатели просто не могут обеспечить полученное в лизинг оборудование работой, а следовательно и не имеют поступлений средств. По нашему мнению нужно находить компромиссные решения, которые бы дали возможность выдержать пик кризиса и лизингодателю, и лизингополучателю.

В связи с кризисом, ООО „КрАЗ Лизинг” работает лишь с производителями предмета лизинга и в первую очередь ХК „АвтоКрАЗ”. Мы предлагаем клиентам достаточно не плохие условия лизинга грузовых автомобилей КрАЗ всех модификаций, а также прямые, их продажи. Условия финансового лизинга: 10% первый платеж, срок лизинга 1-3 года, вознаграждение лизинговой компании, – от 17%. Работать с другими продавцами на предмет лизинга стало значительно тяжелее, потому что значительно выросла стоимость кредитных ресурсов, которых практически нельзя взять ни в одном украинском банке, а главнее всего емкость рынка строительной и специальной техники практически равняется нулю. На наш взгляд решением проблемы должно быть создание и финансирование государственных программ из строительства дорог, мостов, домов, создания инфраструктуры, для будущего чемпионата Европы из футбола, создания отечественного потребительского рынка, которое дало бы толчок к возобновлению всех отраслей экономики Украины. В этом случае сначала стали бы вытребованы существующие основные средства, что дало бы возможность лизингополучателям, кредиторам платить платежи, возвращать кредиты. На втором этапе, в конце этого года, в начале следующего опять появится потребность в новой технике, которую смогут обеспечить в первую очередь лизинговые компании.

К сожалению, и в Правительстве, и в Парламенте пока еще идут лишь разговоры, споры, взаимные поборы, которые только углубляют кризис.