На главную
ООО "КрАЗ Лизинг"

Актуальные проблемы лизинга и пути их решения.

Одним из финансовых показателей лизинговой компании есть соотношения собственного и заемного капитала. Этот показатель считается лучшим, когда он равняется или меньший от 10%. Понятно, что все лизинговые компании использовали кредитные ресурсы для приобретения предмета лизинга. Поэтому финансовый и банковский кризис зацепил и лизинговые компании. Вместе с тем финансовый кризис привел к существенному сокращению производства во всех отраслях экономики и в первую очередь в тех, что динамически развивались в последние 5-10 лет: металлургия, строительство, машиностроение. Предприятия этих отраслей не только прекратили процесс обновления основных фондов, но в большинстве случаев в разы сократили производство, которое в свою очередь привело к сокращению собственных оборотных средств и задержке, или вообще прекращению уплаты лизинговых платежей. В результате получим замкнутый круг: лизингополучатели не рассчитываются с лизинговыми компаниями, а лизинговые компании не могут рассчитаться с банками-кредиторами.

Еще одна важная и, я бы сказал, сверхсложная проблема в отношениях между банками и лизинговыми компаниями возникла в результате роста курса иностранных валют, в первую очередь доллара США и Евро, к гривне. Лизинговые компании, как и другие субъекты ведения хозяйства получали банковские кредиты в валюте, потому что курс в течение последних лет был стабильным, процентные ставки значительно меньше, чем за кредитами в гривне. Поэтому с целью удешевления лизинговых услуг большинство лизинговых компаний получали кредиты в валюте. Это было выгодно и лизингополучателем, которые платили лизинговые платежи в гривне. Большинство лизинговых компаний, в надежде на постоянную относительную стабильность валютного рынка, не привязывали лизинговые платежи к курсам иностранных валют. К сожалению, даже если в договоре лизинга и предусмотрено увеличение лизингового платежа в соответствии с изменением курса, большинство лизингополучателей отказывается платить перечисленные лизинговые платежи, мотивируя это тем, что такая норма не предусмотрена действующим законодательством Украины. А погашение валютных кредитов для отдельных лизинговых компаний является даже большей проблемой чем прекращение уплаты лизингополучателями лизинговых платежей, потому что разница в курсе превысила 70% и ежедневно растет.

Подытоживая сказанное, можно констатировать, что основными проблемы с которыми сталкивается любая лизинговая компания в Украине с сентября 2008 года, есть:
1. Затягивание или прекращение уплаты дежурных лизинговых платежей (риск замораживания лизинговых платежей), что ведет к риску не возвращение кредитов банкам и другим финансовым учреждениям; 2. Рост курсовой разницы между гривней и иностранной валютой;
3. Остановка производства, программ, из расширения и модернизации производства;
4. Прекращение кредитования производителей.

ООО „КРАЗ Лизинг", которую я представляю, с самого начала образования работала на рынке грузовых автомобилей, строительной техники, промышленного оборудования. Одним из направлений для нашей лизинговой компании есть лизинг грузовых автомобилей КРАЗ и спецтехники на его базе. Учитывая это обстоятельство, а также то что одним из наших соучредителей есть Холдинговая компания „АвтоКрАЗ", мы совместно разработали программу „Лизинг автомобилей КРАЗ от производителя на самых выгодных условиях". Реализация этой программы дает возможность наращивать, а не сокращать лизинговый портфель, поддерживать производителя, реализуя в этих сложных условиях его технику. Анализируя ситуацию на рынке лизинговых услуг, можно сказать что аналогичные схемы предлагают и другие лизинговые компании, которые основаны производителем или продавцом, или которые являются близкими к ним. К сожалению, при реализации этих программ мы упираемся в одну из глобальных проблем производителей, которые могут быть потенциальными лизингополучателями, - остановка производства, недостаток собственных оборотных средств, о чем уже говорилось раньше.

Понятно, что лизинговые компании не смогут отдельно выйти из кризиса, потому что этот кризис зацепил все стороны экономики и финансов в Украине. Свою роль обычно сыграл и политический кризис. Кризис можно преодолеть лишь совместными усилиями всех субъектов в Украине при согласованной работе законодательной и исполнительной власти, понятных и взвешенных действий Национального банка, коммерческих банков, владельцев мощных корпораций и холдингов. При принятии любых решений необходимо учитывать, что лизинг - это разновидность инвестиций в производство, а потому нельзя допустить банкротства лизингодателей.

Следовательно, какие я вижу реальные пути выхода лизинговых компаний из кризисы:
1. Предоставление лизинговым компаниям производителями и/или продавцами предмета лизинга товарного кредита сроком до 2-х годов;
2. Обеспечение на законодательном уровне возможности стирает кредитование лизинговых компаний из валютного кредита на кредит гривневый за курсом гривни к иностранной валюте, которая действовала на время заключения кредитного договора и на процентную ставку, которая действовала для гривневых кредитов, не это самое время. Компенсировать разницу обязать Нацбанк за счет ссуды МВФ; возобновить производство, строительство и другие отрасли экономики, за помощью:
а) кредитование производителей и лизинговые компании на доступных условиях (проценты за кредиты в гривни не более высокие 15 - ты годовых) (за счет кредита ВМФ);
б) снижение в дважды налоге на прибыль и НДС с одновременным расширение базы налогообложения, чтобы не получить обвал государственного бюджета;
в) ввести ставку амортизации для предмета лизинга на уровне 25 %;
освободить до 2020 года банки и другие финансовые учреждения от уплаты налога на прибыль, полученного ими от предоставления кредитов лизинговым компаниям, на срок не меньше чем два года для реализации договора лизинга;
освободить до 2020 года лизинговые компании от уплаты налога на прибыль полученную от лизинговой деятельности; внести изменения в Хозяйственный кодекс Украины, в статье 339 изъять лизинговые операции из числа банковских операций и в статью 347 изъять лизинговые кредиты из перечня банковских кредитов, а статью 351. „Лизинговые операции банков" - изъять.
Все эти и другие изменения необходимо принять в виде Законов Украины. Наши предложения мы совместно с Ассоциацией „Укрлизинг" передавали не однократно на рассмотрение в комитеты Верховной Рады, и к сожалению до этого времени эти предложения не рассмотрены. Наверное, нашим „государственным мужам" сегодня не к реанимации производства, не к преодолению экономического кризиса в государстве, что очень досадно. Лишь объединение усилий всех специалистов лизинговых компаний, всех лизинговых компаний, общественных организаций, которые объединяют, как специалистов, так и лизинговые компании, заставит государственные органы вернуться лицам к самому перспективному направлению инвестиций в развитие экономики.

Ю. Луцив - первый заместитель директора ООО „КРАЗ Лизинг", сертифицированный специалист лизингового бизнеса.